ieromonahambros (ieromonahambros) wrote,
ieromonahambros
ieromonahambros

Categories:

Пророк Аггей.

"В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка: так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто." (Агг.2.10-14).

Толкование блаженного Иеронима Стридонского:

Но что вопрошает Аггей у священников от лица Господня? Если человек принесет освященное мясо в поле, или крайней части одежды своей, и коснется краем ея хлеба или варева, или вина, или масла, или вообще какой-нибудь пищи, то разве это будет освящено? Прежде чем рассуждать о вопросе, мы должны знать, чтo такое значит мясо освященное, и чтo значит нечистый через душу. Мясо жертвы, принесенной на алтарь было святым, но между частями освященного мяса было большое различие. В самом деле, одни части священники потребляли в преддвериях храма; другие части поедали их родственники по домам; третьи потреблялись теми священниками, которые оказывались чем-нибудь осквернены, а четвертые – не имевшими никакой скверны израильтянами. Полное основание для такого различия указывается в книге Левит. Нечистым же чрез душу назывался тот, который коснулся тела мертвого человека. При этом должно заметить, что пока душа пребывала в теле, тело человеческое не было нечистым. Но как только оживляющий дух покидал члены, земное делалось нечистым, как пишется в той же книге Левит: И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи священникам сынам Аарона: Не должны будут оскверняться чрез души в племени своем. Но только чрез родственников ближних; чрез матерь и отца, чрез сыновей и дочерей, чрез брата и сестру свою девицу, не выданную замуж. Чрез этих он не осквернится; но пусть не оскверняется он нечаянно чрез народ свой в нечистоту себе (Лев.21:1–4). Обрати внимание на то, что в этих словах священникам повелевается не входить к какому-нибудь мертвецу, кроме тех близких родственников, о которых сказано выше. Священник же великий, или первосвященник, имел нечто большее сравнительно с другими священниками, и ни благочестие, ни чувство [любви] не могли склонить его к тому, чтобы оскверниться чрез вышеназванных лиц, ибо Писание говорит: Да не войдет он ко всякой душе, которая мертва: к отцу своему, к матери своей и не будет осквернен (Лев.21:11). Итак зная, чтo такое освященное мясо и нечистый чрез душу, посмотрим, о чем спрашивает пророк. Если какой либо человек, – здесь не говорится о первосвященнике, священнике или левите, а [просто] какой либо человек, так как не указывается лицо, то всем можно прикасаться к мясу, – несет мясо освященное и завернет его в край одежды своей, и этот именно край коснется хлеба или чего либо вареного, или вина, или масла, или еще чего-либо кроме этого, чем может питаться человек; то разве могут быть освящены хлеб, вино, масло, или вообще пища чрез прикосновение одежды, в которую завернуто священное мясо? Священники в ответ сказали: «Не могут», т.е. не могут осветиться те предметы, о которых ты вопрошаешь; таким образом каждая вещь остается такою, какою была. Затем снова священникам предлагается другой вопрос, именно в виду того, что они совершенно правильно отвечали на вопрос вышепредложенный; но [при этом] задача предлагается, по-видимому, сходная, так что неопытный легко мог впасть в погрешность. Действительно, представь кого-нибудь, не знающего закона, и он, ответив, что чрез освященное мясо не освятится ни хлеб, ни масло, ни вино, ни вообще какая-либо пища, подобным же образом ответит: «Осквернившийся прикосновением к мертвецу не осквернит того, что не могло освятиться чрез священное мясо». Итак пророк спрашивает: «Если нечистый чрез душу, т, е. сделавшийся нечистым чрез прикосновение к мертвецу, прикоснется к хлебу, к вареному, к вину, маслу или вообще к какой либо пище, не осквернятся ли они чрез прикосновение». Но священники, во главе которых был Иисус сын Иоседека, – почему они и знали закон, – отвечали, что чрез прикосновение оскверненного оскверняется все то, к чему он прикоснулся. И отвечал Аггей и сказал, – умалчивая о первом, т.е. о невозможности освящения чрез освященное мясо, а только пользуясь случаем данным в решении второго вопроса, – Так и народ сей, так и род этот пред лицем Моим, говорит Господь. Он нечист чрез душу, он коснулся мертвечины и все, чего он коснется и принесет Мне, будет нечисто. И в буквальном смысле слова его таковы: «О народ, приносящий Мне жертвы к алтарю, после того как устроен только алтарь, а дом Мой разорен, и думающий, что ты освятишься жертвами и мясами! Знай, что ты не столько освятишься жертвами, – ибо они не могут быть полезны тебе при разрушенном храме, – сколько осквернятся все деяния и труды твои чрез небрежение твое и твое стремление скорее отделать дом свой, чем дом Мой. Правда, свято приносимое в жертву на алтаре, но ты не настолько освятишься жертвами, насколько осквернишься чрез то, что обитаешь в долинах и предаешься делам мертвым». Это в историческом смысле, хотя мы уже и в нем отметили черты духовного понимания. Впрочем, в переносном значении (ἀναγωγἠν), если находящийся в числе членов Церкви, принесший в жертву непорочного и однолетнего агнца и облеченный во Христа, принесет от плоти Его и завернет в край одежды своей, и этим краем коснется хлеба Писаний, которые укрепляют сердца верующих, или вареной пищи, т. е. посланий Апостольских, которые как бы раздробляют и переваривают плоть Ветхого Закона и подают для вкушения в готовом виде, или вина, которое увеселяет сердце человека, или масла, от которого просиявает лице человека слушающего [Писания], или вообще другой пищи: молока, которым питаются Коринфяне (1Кор.3:2), или овощей, которыми питаются немощные (Рим.14:2) и проч. тому подобного; то те, которым будут даны эти [питания], не тотчас же употребят их как бы святые, ибо они освящают слушающих не тем, чтo говорится [в них], а тем, чтo усвояется из них [слушающими]; в самом деле, слушателей закона много, но не [много] исполнителей [его]. Кроме того, я думаю, что еще и потому все, выше названное мною, передается воспринимающим совершенно неосвященным чрез прикосновение одежды, что прикосновение к ним совершилось только краем одежды, а внутри освященное мясо не коснулось ни влаги, ни крови, ни вен, ни нервов. Таким образом, как край одежды Господней и легкое прикосновение освящают только того, кто вкусит плоти Агнца и будет пить кровь Его, так, наоборот, нечистый чрез душу, т. е. чрез всякие превратные учения, необходимо оскверняет все то, к чему прикоснется. Правда, в их таинствах есть и хлеб, и вино, и масло, и всякая пища; но таинства их, как хлеб скорби, будут осквернять всех, которые прикоснутся к ним. Читают они и Писания и, так сказать, окропляют хлеб свидетельствами Писаний, и целую ночь жарят его в печи; но когда он будет дан для вкушения, то причиняет вкушающим болезнь. Есть у них и вареная, и жареная пища, потому что они вынуждены открывать в писаниях нечто таинственное соответственно смыслу своего превратного учения и как бы жарить и приготовлять плоть агнца; но их приготовление погибельно. Имеют они и вино, но не от виноградника Сорек, насажденного, по слову Иеремии, Господом избранного и вполне чистого (Иер.2:21), а из виноградника Содомского. Есть у них и масло, которое они насильственно выжимают из свидетельств Ветхого и Нового Завета и, так сказать, обещают для освежения обманутым и доведенным до изнеможения умам, но святой человек ненавидит его и говорит: Масло грешника да не умастит главы моей (Пс.140:5) Есть у них и различные яства, т. е. многочисленные из различных гаданий (ὑποθέσεων) и различных рассуждений; но так как они написаны оскверненными [руками], или произнесены нечистыми устами, то всякий прикоснувшийся к ним будет нечист и будет увлечен в их заблуждение. Посему Аггей, знающий различие торжеств, – от чего произошло имя его «радостный», – отвечал: «Так и народ сей, так и племя это», т. е. Иудеев, язычников и всех еретиков, – «пред лицом Моим, говорит Господь. Все, что ни сделают, что ни принесут Мне: обеты ли для получения спасения, жертвы ли мирные, жертвы ли за грех или проступок, всесожжения ли, или милостыни, или посты, воздержный ли образ жизни, непорочность ли тела, – все это будет скверною пред лицом Моим». Действительно, хотя по виду своему приносимое таковыми людьми и свято, тем не менее оно осквернится чрез прикосновение того, кто осквернен чрез душу.
Tags: экзегетика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments