https://ieromonahambros.livejournal.com/527.html
https://ieromonahambros.livejournal.com/1590.html
Известный дореволюционный литургист (протоиерей Сергий Муретов) обстоятельно доказывает в своей статье, что поминание ангелов на проскомидии носит случайный (и ошибочный) характер и имеет своим первоисточником литийные ектении. Но дело не только в этом...
Если девять частиц в честь святых, вынимаемых из девятичинной (третьей) просфоры, являют собой образ девятичинной ангельской иерархии, то сами ангельские чины и так присутствуют при проскомидии, так как образ всегда связан с первообразом и по благодати не отделим от него. Там и так первообраз присутствует! Христос своим искупительным подвигом соединил земное с небесным, смешал ангелов и человеков во едино совокупление. Для чего еще вынимать частицу за ангелов, нарушая, тем самым, девятичинность образа святых? Откуда там в образе еще появляется первообраз?
Если уж они (греки) хотят всю историчность Церкви изобразить на дискосе (а не только искупленных Кровью Агнца, к которых ангелы не относятся), то тогда должно им вынимать на третьей просфоре одную частицу за ангелов и одну за святых. Тогда будет хотя бы все логично. Но тогда от образности в девятичинности придется отказаться... А так все нелогично получается. Образ с первообразом смешивается в частицах, нарушая образность как таковую.