И, что очень важно, об этом свидетельствуют не только документы, но и само всеправославное церковное сознание, которое в течение 332 лет считало Украину частью Русской Церкви.
Кроме того, мы не должны упускать из виду, что без какого-либо Томоса или Акта, только на основании многовекового церковного сознания и практики, Восточный Иллирик подчиняется Константинопольскому престолу, а не Риму.
Выведение Восточного Иллирика (Крита, Ахайи, Фессалии, Эпира, Албании, Македонии) из юрисдикции Римского Патриархата и его подчинение Константинопольскому Патриархату произошло не на основании издания Томоса, как это происходит в большинстве случаев, а на основании церковного обычая...
Профессор упоминает об апелляции Филарета на с. 65-71. Однако при этом г-н Фидас искусственно умалчивает о том, что Филарет уже обращался в Константинополь в 1992 году, сразу после своего осуждения (11.06.1992), и Вселенский Патриарх сразу же отклонил его апелляцию своим письмом от 26.08.1992, где он согласился с тем, что осуждение Филарета Русской Церковью было справедливым и каноничным.
Апелляция была подана и безоговорочно отклонена еще в 1992 году! Вот почему все Церкви считают Филарета изверженным из сана и анафематствованным!...
Профессор понимает, что Макарий и его компания не имеют права подавать апелляцию, потому что его никто и никогда не извергал из епископского сана по той простой причине, что он не был в него канонически рукоположен! Своим «архиерейством» он обязан шарлатану и аферисту Чекалину. А следовательно, о каком «восстановлении в епископском сане» говорит Патриархат? Подобное заявление совершенно неуместно с точки зрения священно-канонического порядка и церковного права...
Из этого письма ясно, что каноническая юрисдикция Русской Церкви и ее Синода распространялась на те территории, которые находились во власти Российского государства, а именно на территорию «всея Московии, Малой и Белой Руси и всех северных, восточных, западных и многих иных стран»! Иными словами, Патриарх Константинопольский Иеремия III признает каноническую юрисдикцию Синода Русской Церкви и над «Малой Русью», то есть над Украиной! Понятно, почему профессор урезал это предложение, описывающее пределы юрисдикции Русской Церкви… Перед нами — самая настоящая фальсификация реальных исторических фактов...
Насилие, преследование верующих со стороны государственных и окологосударственных структур, новый раскол среди раскольников и многочисленные волнения во Вселенском Православии подтверждают, что Константинополь и его соратники по украинскому вопросу совершенно не представляли себе реальную ситуацию на Украине при планировании украинской «автокефалии», которая по праву заслужила название «злокефалии».
А самое печальное заключается в том, что они превратили проблему одной Поместной Церкви во всеправославную проблему с непредсказуемыми последствиями для единства всего Православия.
И нанесли вред всей Православной Церкви!
https://myrophoros.blogspot.com/2020/11/blog-post_24.html