ieromonahambros (ieromonahambros) wrote,
ieromonahambros
ieromonahambros

Category:

Имяславие и имябожие.

Не прекращаются споры по вопросу «имяславия-имябожия», несмотря на исторические решения двух Синодов Поместных Православных Церквей.

Суть проблемы.

Вопрос: имя Божие (на самом деле имена Божьи, так как их много) - Бог или не Бог? Существуют два модуса бытия Божия - Сущность и энергии. Если признать, что Сущность Божия заключается в Его имени или, что имя выражает Его Сущность, тогда получается возрождается ничто иное, как древняя ересь евномиан. Но сейчас так практически никто не исповедует, разве что частично сектанты из «Свидетелей Иеговы».
Если предположить, что имена Божии представляют собой энергии Божии, то есть, благодать, то получается, что звуки и буквы (а имя Божие выражается именно ими; тут можно ещё добавить мысли, так как можно молиться мысленно про себя) являются нетварными. Что тоже, конечно, же является ересью: происходит пантеистическое обожествление твари.

Но вопрос можно поставить более грамотно. Имя Божие есть Бог по природе или по ипостаси? По природе - нет, так как природа имени Божия, как выше уже было отмечено, - буквы и звуки - тварные. А вот по ипостаси - да! Имя Божие есть Бог.

Тоже самое, что и в догматике иконопочитания. Икона Христа есть Христос по природе или по ипостаси? По природе икона Христа состоит из дерева и красок, дерево и краски - не есть Христос. А по ипостаси - Христос. На иконе Христа изображается именно ипостась Христа. Таким образом, Христос и икона Христа имеют одну и ту же ипостась. По этой самой причине поклонение образу переходит на Первообраз, несмотря на то, что образ и Первообраз разноприродные. «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней» (Орос 7-го ВС). В силу единства ипостаси образа с Первообразом и благодать образа и Первообраза так же одна. Прикладываясь с верою и целуя икону Христа, мы получаем ту же благодать, как если бы мы поцеловали самого Христа. То есть, благодать Божия почивает в полноте на образе Божьем.

Тоже самое происходит и с именами Божьими. Имя Божие, как и икона, есть образ Божий. Произнося имя Божие в молитве с верою, мы сподобляемся благодати Первообраза. Если имя Божие произносится всуе, то мы не только не получаем благодать, но ещё и совершаем грех.

Таким образом, на вопрос: имя Божие - Бог или не Бог? Следует ответить: имя Божие есть Бог по ипостаси, но не по природе. Как и икона Христа есть Христос по ипостаси, но не по природе. Вот только такое понимание и есть истинное имяславие. Остальное - имябожие.
Tags: догматика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 202 comments